Вот сейчас, начиная с полстраницы на самой первой странице в Google, по запросу об эфире, идут сайты, доказывающие его существование. Вот интересно, так чему же будут верить люди? Это как в известном месте, некоторые личности доказывают влияние Урана на целое поколение.
До работ Эйнштейна бытовало мнение о существовании гипотетической среды по имени эфир. Т.к. Земля все таки вертится, то можно вероятно обнаружить эфирный ветер, так Майкельсон для его обнаружения изобрел инторферометр элементарной конструкции Свет поступал по трубке из точки L , частично отразившись и пройдя через полупрозрачную пластину доходил до зеркал S1 и S2, отразившись от которых шел обратно и попадал к наблюдателю. если устоновить интерферометр так, что одни его ребра соноправлены с движением Земли а иные естественно перпендикулярны этому движению, то эфирный ветер будет играть роль течения реки в нашей задаче, а роль катера займёт скорость света. Если эфир существует, то время пробега света по рабрам соноправленным с движением Земли и время пробега по ребрам перпендикулярным этому движению будут различны (как и в данной задаче)
Поэтому наблюдатель должен увидеть сдвиг в интерференционной картине. Если этого сдвига не будет то это будет означать, что либо эфира не существует, либо Земля не вертится. Сдвига никакого в опыте не обнаружили. Оспаривать движение Земли было бессмысленной затеей, но и в отсутствие эфира поверить было трудно, поэтому Лоренцем (а ещё ранее Фицджеральдом) была выдвинута гипотеза (основаная на электронной теории ) о том что трубка направленная вдоль движения Земли сжималась набегающим эфирным ветром, то бишь немного теряет в размере, и дабы компенсировать разность в пробеге света по трубкам это сокращение относительно перпендикулярно ориентированной трубки должно быть в отношении . Теперь это именуют Лоренц-фактором, да и о Лоренцевом сокращении многие наверно слышали, но оно конечно принимает смысл и обосновывается уже в рамках СТО. Надеюсь, те, кому были не ясны корни и смысл преобразований Лоренца, с помощью этой задачи будут уже отчётливо понимать смысл появления в тех самых преобразованиях знаменателя