|
Остров Пасхи — треугольной формы плоский вулкан посреди океана. Площадь его невелика: 22 на 11 километров. Но загадочные каменные идолы этого маленького острова, затерянного в Полинезийском архипелаге, благодаря экспедиции норвежского путешественника-исследователя Тура Хейердала теперь известны всему миру.
Уже много веков каменные исполины — «моаи» молчаливо вглядываются в небо. По древнему поверью жителей острова, в каждой статуе живет дух того, в честь кого она была высечена. Когда дух покидает каменное изваяние — «моаи», оно «умирает». Действительно, некоторые каменные великаны покрыты лишайником и плесенью и выглядят очень древними; зато другие — как новенькие, будто их только что закончили ваять каменотесы.
Кто изваял их и зачем? А главное — каким образом древним жителям острова удавалось передвигать эти гигантские сооружения, если учесть, что высота самого большого «моаи» 22 метра — с семиэтажный дом?
Первым об острове, где стоят огромные каменные изваяния, рассказав в XVII веке английский пират Дэвис. Но ему не поверили. Однако много лет спустя впередсмотрящий на флагманском корабле маленькой флотилии под командованием голландского адмирала Якоба Роггевена крикнул: «Земля прямо по курсу!» На карте остров не был обозначен, и адмирал отдал приказ подойти к неизвестной земле. Это произошло 5 апреля 1722 года — на Пасху. Так остров получил свое название. Однако оно было не первым. Туземцы называли его по-разному: «Рапа-Нуи» — «Большое весло»; «Те-Пито-о-Те-Хенуа» — «Пуп Вселенной»; «Мата-Ки-Те-Ранге» — «Око, глядящее в небо».
Голландцы провели на острове один день и были поражены громадными статуями, установленными по всему берегу. Островитяне встретили чужаков довольно миролюбиво. Описывая туземцев, адмирал обратил внимание на одну особенность: «Они походили на жителей других полинезийских островов и были татуированы с головы до ног, но производили особо странное впечатление благодаря своим ушам: мочки их были растянуты под тяжестью украшений до самых плеч».
Это была далеко не единственная загадка острова Пасхи. Через пол века многие статуи оказались поваленными. Это отметил побывавший здесь в 1774 году капитан Кук. А еще через некоторое время от миролюбия туземцев не осталось и следа: когда в 1816 году к острову подошел русский корабль «Рюрик», жители встретили его столь враждебно, что капитан отказался от высадки на неприветливый берег. К этому времени уже все каменные идолы лежали на земле.
Кто и зачем повалил их?
Эти загадки попытался разрешить Тур Хейердал, впервые прибывший сюда в 1955 году. По его мнению, население острова Пасхи не было однородным, остров пережил три культурно-исторических периода. Первые люди приплыли сюда около 380 года из Америки. Постройки и статуи этого народа очень похожи на сооружения в предгорьях Анд. По неизвестной причине эти первопроходцы потом исчезли с острова. Вторая волна переселенцев тоже появилась из Южной Америки, их условно называют «длинноухими». Это они назвали остров «Оком, глядящим в небо» и поставили на побережье каменных великанов, взгляд которых уходил вверх. А в конце XIII века на остров прибыли полинезийцы — «короткоухие». Около двухсот лет оба народа жили здесь бок о бок и вполне мирно, но примерно в 1680 году что-то случилось, и в этой распре «короткоухие» победили. Они истребили расу «длинноухих», повалили на землю их идолов. Цивилизация Мата-Ранге исчезла с лица Земли.
Некоторые ученые предполагали, что древние жители острова Пасхи — потомки космических пришельцев, а расположение статуй — не что иное, как зашифрованная карта звездного неба. Эти гипотезы возникали частью от невозможности найти ответ на старинный вопрос, заданный еще потрясенным адмиралом Роггевеном: «Каменные фигуры удивили и восхитили нас, — записал он. — Но мы не могли понять, как люди, у которых нет не только дерева, но даже канатов, сумели их воздвигнуть?», а частью — под влиянием моды XX века списывать на космических пришельцев все, что не поддается объяснению. Как же передвигались статуи? Жители острова до сих пор свято верят, что они «ходили» сами — с помощью чудодейственной силы, которая тут называется «мана». Однако Тур Хейердал сумел объяснить это без привлечения мистики и «пришельцев из космоса».
Склоны кратера давно потухшего вулкана Рано-Рараку в центре острова служили древним каменотесам мастерской. Процесс был долгим. Статую целиком вырубали из каменного массива: обтесав переднюю часть, изваяние осторожно отделяли от горы, закрепляли в вертикальном положении и обрабатывали спину.
Предположение чешского инженера Павла Павела, что гигантские статуи не катали и не перетаскивали, а передвигали в вертикальном положении, раскачивая, наподобие шкафа или тяжелой бочки, оказалось верным. Около шестисот каменных исполинов поставили на маленьком острове «длинноухие» древние мастера, прежде чем исчезнуть навсегда. |