Если длиной железной дороги называть длину сплошного рельсового пути, то он должен быть летом длиннее, чем зимой, потому что от нагревания рельсы удлиняются — на каждый градус Цельсия более чем на одну 100-тысячную долю своей длины.
В знойные летние дни температура рельса может доходить до 30-40 градусов и выше. В зимние морозы рельсы охлаждаются приблизительно до 25 градусов ниже нуля. Если остановиться на разнице в 55 градусов между летней и зимней температурой, то, умножив общую длину пути 640 км на 0,00001 и на 55, получим около 1/3 км Выходит, что и в самом деле рельсовый путь между Москвой и Санкт-Петербургом летом примерно на 300 м длиннее, чем зимой.
Изменяется здесь, конечно, не длина дороги, а только сумма длин всех рельсов. Это не одно и то же, потому что рельсы железнодорожного пути не примыкают друг к другу вплотную: между их стыками оставляются небольшие промежутки — запас для свободного удлинения рельсов при нагревании.